Однажды в голливуде (2019)

Слом эпох — история и контекст

За менее чем три недели до голливудской трагедии американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин впервые в истории человечества ступили на поверхность Луны.

Убийство Мартина Лютера Кинга годом ранее стало толчком для решительных сдвигов в расширении гражданских прав чернокожей Америки.

Война во Вьетнаме все еще продолжалась, но антивоенное движение захватило страну. Марши на Вашингтон и массовое сжигание повесток стали повсеместным явлением.

Сексуальная революция охватила всю страну, на повестке дня стояли уже не только феминизм, но и полная эмансипация гей-движения, толчком для которой стало «стоунволлское восстание» — массовый бунт против преследования гомосексуалов полицией в нью-йоркском гей-баре Stonewall 28 июня 1969 года.

Казалось, что последний год славной декады 1960-х вселяет оптимизм.

Кульминацией свободолюбивого духа 60-х, многократно усилившей это чувство, стал праздник «мира, любви и музыки» — грандиозный бесплатный фестиваль рок-музыки в небольшом городке Вудсток в штате Нью-Йорк.

Вудсток случился 15-18 августа, ровно через неделю после голливудской резни, и массовое сознание еще не успело провести прямую связь между провозглашающими мир и любовь хиппи Вудстока и выглядящими идентично с ними членами мэнсоновской «Семьи».

Однако прошедший спустя четыре месяца в декабре «Западный Вудсток», калифорнийский ответ-аналог восточному, такой же грандиозный бесплатный рок-концерт в гоночном парке Альтамонт в 60 километрах от Сан-Франциско, оказался пронизан уже не любовью и миром, а насилием и даже смертью.

Нанятые в качестве секьюрити байкеры «Ангелы Ада» учинили во время выступления Rolling Stones настоящее побоище. Один человек был убит, а музыкантов в панике вывозили на вертолете.

Альтамонт стал антитезой, противоположностью Вудстоку. Хиппи перестали быть символом мира и любви. Чистота оказалась бесповоротно замарана уже не только грязью, но и кровью.

Для многих, правда, чистоты этой не было и прежде.

Голливудский актер Рик Далтон — главный герой картины Тарантино в исполнении Леонардо ДиКаприо — ни одного доброго слова для хиппи не находит. «Дети цветов» для него — не мир и любовь, а грязные бездельники.

Рик — часть прежней, доброй, старой Америки, и хиппи он инстинктивно и не без оснований воспринимает как угрозу привычному миропорядку.

Впрочем, и для него, и для его дублера-каскадера, а заодно водителя, помощника, и чуть ли не няньки Клиффа Бута (Брэд Питт) угроза есть куда более непосредственная.

Старый Голливуд, дававший им в течение десятилетий и работу, и среду существования, разъедается на глазах. На привычные ковбойские фильмы и детективы наступает новая эстетика и новая киноиндустрия. И если к пришедшим из Европы спагетти-вестернам Рик кое-как, ворча и скрепя сердце, приспосабливается, то новому поколению «беспечных ездоков» и «бешеных быков» — Мартину Скорсезе, Франсису Копполе, Стивену Спилбергу и Джорджу Лукасу — Рик Далтон с его старомодным помпадуром на голове совершенно не нужен.

«Беспечный ездок» вышел в прокат 14 июля 1969 года — буквально за несколько недель до трагедии с Тейт. Стремительно ворвавшиеся на своих «Харлеях» в американские кинотеатры его герои Питер Фонда, Джек Николсон и Деннис Хоппер были не просто из другого поколения. Они были с другой планеты. Рик их не понимает, он их боится.

Мы не видим в «Однажды в Голливуде» ни Хоппера, ни Николсона, ни Копполу, ни Скорсезе. Их всех для Рика олицетворяет поселившийся по соседству с ним молодой, дерзкий, успешный Полански со своей красавицей и модницей женой.

1969 год, последний год бурного десятилетия 60-х, стал концом одновременно двух эпох — доживающей свой век эры целомудрия и завершившейся, едва успев начаться, эры наивных идеалистических надежд.

Золотой век Голливуда заканчивается, время надежды сменяется временем страха. Этим сложным, тревожным, но совсем не безнадежным ощущением пронизан «Однажды в Голливуде» — самый личный, в наибольшей степени отражающий причудливую эстетическую картину мира режиссера, фильм Квентина Тарантино.

Музыкальная вселенная

Фильмы Тарантино — пиршество не только визульное, но и музыкальное. В популярной музыке эпохи знания режиссера не менее всеобъемлющи и универсальны, чем в кино. Не случайно практически во всех своих фильмах он избегает привлечения композиторов и насыщает звуковую ауру своих картин песнями соответствующего времени — подобранными с исключительным вкусом, так, что каждая тема, каждая мелодия становится символом и знаком не менее важным, чем насыщенный до предела визуальный и смысловой ряд картин.

В саундтреке «Однажды в Голливуде» 27 песен. Некоторые звучат целиком, от иных мы слышим лишь обрывки, намеки — где-то далеко в радиоприемнике или с экрана телевизора. Все они записаны в интервале от 1956 по 1972 год. Некоторые, как Mrs. Robinson дуэта Simon & Garfunkel, широко известны. Другие потребуют изыскания даже от самых искушенных меломанов. Иные сверхпопулярные хиты мы слышим не в оригинальной версии прославивших их артистов, а уже как каверы.

Так, Тарантино счел по всей видимости слишком банальным включать в фильм один из гимнов эпохи — величественную California Dreaming мелькающей в фильме группы Mamas and Papas в оригинальном исполнении, и в фильме мы слышим как песню поет Хосе Фелисиано.

А есть и случаи обратного толка. Записанная в 1962 году незамысловатая песенка You Keep Me Hangin’ On американской женской вокальной группы Supremes во второй половине десятилетия была забыта — до тех пор, пока в 1967 году британцы из Vanilla Fudge превратили ее в могущественное семинутное психоделическое крещендо, под звуки которого вершится трагически-комический апофеоз фильма.

Обычно американо-центричный Тарантино расширил свой охват и включил в саундтрек не только Vanilla Fudge, но и две песни еще малоизвестной в 1968 году не только в США, но и у себя в Британии группы Deep Purple: Hush and Kentucky Woman.

Есть тут даже и песня самого Чарльза Мэнсона. Парадокс-то ведь в том, что обретя всемирную геростратову славу, он таки добился своего, и в марте 1970 года — всего лишь через семь месяцев после трагедии в Голливуде — его альбом все же увидел свет. Стоил ли он таких жертв?

Кэтрин «Цыганка» Шер — Лина Данэм

Однажды в голливуде (2019)

Звезда сериала «Девочки»Лина Данэмисполнила небольшую роль Кэтрин Шер (род. 1942) по кличке Цыганка, которая живет на ранчо Спэна вместе с другими членами «Семьи». Шер не принимала участие в убийстве Тейт и ее друзей, однако в 1971 была осуждена вместе с Сквики за покушение на убийство (они пытались убить сектантку Барбару Хойт, собиравшуюся давать показания против Мэнсона). Впрочем, в тюрьму она села уже за ограбление магазина в 1975-м.После освобождения Цыганка дистанцировалась от «Семьи». У нее есть сын от Стива «Клема» Грогана (именно его избивает на ранчо Клифф Бут в «Однажды… в Голливуде»).

Читать также:

Роман Полански — Рафаль Заверуха

Однажды в голливуде (2019)

ПолякРоман Полански(род. 1933), выпустив на родине драму «Нож в воде», а в Англии — талантливые и непохожие друг на друга триллеры «Тупик» и «Отвращение», прогремел в США с «Ребенком Розмари». После выхода дьявольски успешного психологического хоррора Полански стал самым востребованным режиссером в Голливуде. В день убийства жены Шэрон Тейт он занимался подбором локаций в Лондоне для нового проекта «День дельфина» (вместо него сайфай-триллер спустя четыре года снялМайк Николс). В 1977 году Полански обвинили в изнасиловании13-летнеймодели, после чего режиссер был вынужден навсегда покинуть США (там ему грозит тюремное заключение). Тарантино не связывался с Полански насчет «Однажды… в Голливуде», но их общий друг успокоил прознавшего про проект режиссера «Китайского квартала», описав ему суть сценария. Подробнее об этом можно прочесть здесь.

Просьба

За день до премьеры «Однажды в Голливуде» на Каннском кинофестивале Квентин Тарантино обратился к прессе с просьбой не спойлерить фильм. «Актеры и съемочная группа работали в поте лица, чтобы создать оригинальный фильм, и я лишь прошу всех воздержаться от разглашения деталей сюжета, которые в дальнейшем не дадут прочувствовать фильм в той же мере», — написал режиссер. Ровно такую же просьбу, но до начала фестиваля опубликовал постановщик фильма «Паразиты» Пон Джун-хо. Кто еще просил воздержаться от спойлеров? Братья Руссо, режиссеры «Мстителей».

Киновед Мэтт Золлер Сайнц в ответ на это разразился тредом в Twitter о том, что таким образом студии пытаются обеспечить себе максимальные сборы в первые выходные. Никакой спойлер не испортит кино, пишет Сайнц, встречая негодование подписчиков. Но у Тарантино есть оправдание: он впервые просит о молчании. Нельзя сказать, что режиссер полагается в своей работе на сюжетные твисты, скорее он очень удачно переписывает уже существующее кино. Впрочем, «Однажды в Голливуде» может вас удивить — но, разумеется, рассказывать об этом мы не будем.

Сэм Уонамейкер — Николас Хэммонд

Однажды в голливуде (2019)

Первый экранный Человек-паукНиколас Хэммонд(он играл супергероя в телесериале1970-х)изображает реального американского актера и режиссераСэма Уонамейкера(1919 — 1993), который успел попасть в Черный список Голливуда из-за симпатий коммунистам, поставить эпизоды сериалов «Лансер» (именно в нем снимается Далтон в роли усатого злодея) и «Коломбо», перейти дорогуАрнольду Шварценеггерув боевике «Без компромиссов» и восстановить «Шекспировский Глобус» в Лондоне. В «ОВГ» Уонамейкер пытается раскрыть в Далтоне серьезного актера, переодев того в хиппарскую куртку и приклеив ему усищи.

Локации

В «Однажды в… Голливуде» существуют отсылки не только к реальным людям, но и к реальным местам. Вот те, которые удалось найти.

Особняк «Playboy» — дом Хью Хефнера и оплот поп-культуры, появляется в начале фильма, когда Тейт приезжает туда на вечеринку. Именно там Стив МакКуин высказал свои мысли о браке Тейт и Полански. Ещё одно камео, которое можно пропустить, если моргнуть не вовремя, это Мама Кэсс из фолк-рок группы The Mamas & the Papas. Её роль сыграла Рейчел Рэдлиф. В фильме её можно заметить в сцене, где она танцует с Тейт.

Как упоминалось выше, ранчо «Спэн» изначально использовалось в качестве съёмочной площадки вестернов. А позже там проживала «Семья» Мэнсона.

Сьело-драйв – улица, на которой проживал Рик по соседству с Тейт и Полански, была реальным местом убийства в 1969 году. Улица существует и сегодня. Однако, дом, в котором жил Полански, был снесён, а на его месте была построена новая резиденция.

Ещё одно известное место в Лос-Анжелесе – это «Musso and Frank Grill». Именно в этом ресторане в начале фильма Рик встретился с агентом Марвином Шварцем. «Musso and Frank Grill» считается старейшим заведением Голливуда. Ресторан появляется во многих телевизионных шоу и фильмах, включая «Одиннадцать друзей Оушена».

«El Coyote» — мексиканский ресторан, в котором Тейт, Себринг, Фолгер и Фриковски ужинали перед смертью, также появляется в «Однажды в… Голливуде». Его можно посетить и сегодня.

Ещё одно реальное место — «Bruin Theatre». Это кинотеатр, в котором Марго Робби в образе Шэрон Тейт смотрит фильм. Он также работает в Лос-Анджелесе и по сегодняшний день.

Клифф Бут — Брэд Питт

Однажды в голливуде (2019)Клифф Бут, Хэл Нидэм и Бад Экинс

Лучший друг, дублер, водитель и «мальчик на побегушках» Рика Далтона — каскадер Клифф Бут, живущий вместе с актером. В этом герое можно угадать черты трюкача и режиссераХэла Нидэма, имевшего похожие отношения с Бертом Рейнолдсом. Сначала Нидэм выполнял за актера трюки, а в 1977-мдослужился до режиссера, поставив с ним хит «Смоки и Бандит». Как и Нидэм, Бут отслужил в армии, встретил профессионального партнера на съемках вестерн-сериала (Рейнолдс и Нидэм работали вместе над «Речной лодкой»), с которым даже жил в одном доме. В целом, в 60-хактеры и каскадеры часто формировали постоянные тандемы.

Брэд Питттакже рассказал, как встречался с каскадером-легендойБадом Экинсом, чей рабочий союз со Стивом МакКуиномстали отправной точкой для отношений между Далтоном и Бутом (именно Экинс прыгал на мотоцикле через ограждение в вышеупомянутом «Большом побеге» и гонял на форде-мустанге по Сан-Франциско в «Детективе Буллите»). В отличие от Рика, Бут доволен своей не самой удачной карьерой и готов с интересом влезать в любые неприятности, будь то драка с Брюсом Ли или прогулки по населенному враждебно настроенными хиппи ранчо.

Это вымысел на грани реальности

Не секрет, что Квентин Тарантино очень любит ссылаться на поп‑культуру. Но раньше всё это ограничивалось радиопередачами, популярной музыкой и цитированием классики кинематографа. Единственный раз, когда он связал действие картины с реальными персонажами, — это «Бесславные ублюдки», где фигурировал сам Адольф Гитлер.

Но «Однажды в… Голливуде» развивается будто бы в нашем мире. Рик Далтон живёт по соседству с Романом Полански и Шэрон Тейт, встречается на площадке с актёром Джеймсом Стэйси, проходит прослушивание на роль в «Большом побеге», где в итоге снялся Стив МакКуин.

Однажды в голливуде (2019)Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

Конечно, чтобы наслаждаться картиной, совсем не обязательно помнить всех этих героев. Хотя тем, кто знает хотя бы Полански и МакКуина, происходящее покажется намного более захватывающим и остроумным. Ведь режиссёр даже переснял некоторые сцены из известного кино.

А вот те, кто ничего не слышал ни о Шэрон Тейт, ни о секте Чарльза Мэнсона, вполне вероятно, потеряют очень много. Поэтому стоит заранее прочитать об этих персонажах хотя бы пару общих статей.

В современном мире многие боятся спойлеров даже к биографическим фильмам об известных личностях вроде Фредди Меркьюри и Элтона Джона. Возможно, так ленты о них и правда выглядят интереснее, и можно даже удивиться сюжетным поворотам. Но у Тарантино ровно противоположный случай.

Несколько важных атмосферных моментов построены именно на том, что зритель уже понимает мрачные намёки. Некий невысокий Чарли приходит в дом Тейт и спрашивает гостя о предыдущих жильцах, Бут встречает девочку и подвозит её на ранчо Спан, где когда‑то снимали вестерны. Лучше бы, чтобы эти имена и названия что‑то значили для зрителя.

Да и просто тот факт, что молодая и солнечная Шэрон наслаждается жизнью и планирует родить ребёнка, очень важен для тревожной атмосферы. Всё это может показаться ненужным и бессмысленным, нагнетание без результата. Но только если не знать, чем закончилась эта история. Но стоит хотя бы поверхностно разобраться — и можно почувствовать то самое напряжение, когда яркие моменты уже намекают на трагедию.

Однажды в голливуде (2019)Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

Только не забывайте, что Квентин Тарантино никогда не стремился ни к документальности, ни к реалистичности. Он снимает художественное кино. И «Однажды в… Голливуде» не исключение. Да ещё и с заголовком, копирующим традиционное начало любых сказок и баек.

Джей Себринг — Эмиль Хирш

Однажды в голливуде (2019)

Известный голливудский парикмахер, стилист и друг Шэрон Тейт, с которым она встречалась до Романа Полански. Среди клиентов Себринга былиУоррен Битти,Фрэнк Синатра,Сэмми Дэвис–младшийи Стив МакКуин. Он также придумал прически для Кирка Дугласа (для фильма «Спартак») и лидера группы The DoorsДжимаМоррисона. Себринг был плейбоем и открыл собственную франшизу салонов. Кстати, именно благодаря Себрингу Брюс Ли получил свою первую роль в Голливуде в «Зеленом шершне» — парикмахер познакомил его с продюсером сериалаУильямом Дозье. Он был убит вместе с Тейт 9 августа1969 года.По словам Полански, Себринг был очень одиноким человеком, для которого режиссер и его жена были семьей. Себринг стал прототипом для героя Битти в сатирической комедииХэла Эшби«Шампунь».

Фильм

8 августа 1969 года некто Текс Уотсон вместе с «девочками Мэнсона» Сюзан и Патрисией зверски убили беременную жену Романа Полански, актрису Шэрон Тейт, ее друга Джея Себринга, сценариста Войцеха Фриковски и его подругу Эбигейл Фолгер. Действие фильма Тарантино разворачивается за несколько месяцев до этих кровавых событий, и жертвы культа Чарльза Мэнсона еще живы. Шэрон (Марго Робби) ходит в кинотеатр, смотрит «Команду разрушителей» с собой в главной роли. Роман Полански (Рафал Завьеруха) в нелепой рубашке с жабо танцует на вечеринке Playboy. Актер Стив МакКуин (Дэмьен Льюис) сплетничает про отношения Тейт и Джея (Эмиль Хирш). Лос-Анджелес конца 1960-х живет своей жизнью. Быстрые машины рассекают улицы под неоновыми вывесками, выходят новые фильмы, люди веселятся, но только не актер Рик Далтон (Леонардо Ди Каприо).

Когда-то популярный артист вместе с верным другом и соратником, каскадером Клиффом Бутом (Брэд Питт) прибывает в ресторан на встречу с продюсером Марвином Шварцем (Аль Пачино). Тот с радостью вспоминает былые деньки: смотрели недавно с женой с 35-миллиметровой пленки твой фильм, как бишь там его? «14 кулаков МакКласки»! Тарантино услужливо подкидывает фрагмент «фильма», в котором одноглазый Рик расстреливает нацистов из огнемета. «Две недели готовился», — хвастается слегка заикающийся актер. Но сейчас дела у него не очень, Рик увяз во второсортных сериалах, выступает в дешевых развлекательных программах, попусту расходуя остатки былой славы. Шварц предлагает Далтону работу в Италии, там снимают спагетти-вестерны, и Рик прекрасно подойдет. «Ну вот, теперь я официально вышел в тираж», — шепчет актер со слезами на глазах.

Однажды в голливуде (2019)

Тарантино знает, каково приходится актерам в Голливуде. Он собственноручно воскресил карьеру Джона Траволты, дав ему роль в «Криминальном чтиве», вывел на экран забытого миром Дэвида Кэрредина в дилогии «Убить Билла», снял звезду блэксплотэйшн-фильмов Пэм Гриер в «Джеки Браун». За глуповатым фасадом Рика Далтона скрывается очень хороший актер, о чем Тарантино дает нам понять, показывая съемки сцены из очередного вестерна, в котором Рик играет главного злодея. Для «Однажды в Голливуде» была проделана огромная работа не только по восстановлению внешнего вида Лос-Анджелеса; Тарантино также снял немало фрагментов фильмов и сериалов, в которых принимал участие Рик, постоянно размывая границу между кино и реальностью. Жаль только, что при этом хронометраж картины (она идет 2 часа 40 минут) не позволяет в полной мере получить удовольствие от нее — в середине «Голливуд» отчаянно буксует из-за желания режиссера максимально насытить кино отсылками.

Лос-Анджелес 1969-го совершенно волшебное место, совсем непохожее на современный город, показанный с такой любовью у Дэмьена Шазелла в «Ла-Ла Ленде». У Тарантино в городе всё еще видны огромные билборды, на которых изображены огромные фигуры актеров и актрис, богов и богинь Голливуда. По радио рекламируют «Иллюстрированного человека», в кино крутят «Гибель на вулкане Кракатау», Брюс Ли снимается в «Зеленом шершне». Та эпоха безвозвратно ушла, потому режиссер трепетно воскрешает ее: перевешивает вывески, переделывает фасады — съемочной группе пришлось проделать огромную работу. Пожалуй, последний раз на большом экране Лос-Анджелес показан в своем потертом великолепии — с каждым годом город все больше обновляется, отдаляясь от прошлого столетия.

«Для меня этот фильм — самое близкое к «Криминальному чтиву», — говорит Квентин Тарантино в интервью Esquire. — Не могу сказать, как это в плане тональности и ощущения, но что касается структуры, получилось так: много персонажей (как настоящие, так и выдуманные) и сюжетных линий, на первый взгляд не пересекающихся. До поры до времени». Режиссер называет «Однажды в Голливуде» самым личным фильмом — у Альфонсо Куарона есть «Рома» и Мексика 1970-х, а у него Лос-Анджелес 1969-го.

«Это сам я. Это год, сформировавший меня. Это мой мир и мое послание любви Лос-Анджелесу».

Если вы простите Квентину Тарантино его потворство собственным прихотям и желаниям, то «Однажды в Голливуде» будет вашим фильмом навсегда. В противном случае вы решите, что это еще одно кино Тарантино — не лучше и не хуже предыдущих восьми.

Голливуд побеждает

Политические и эстетические конфронтации десятилетия — явно или подспудно — пронизывают весь фильм, но трудно представить себе более явственное, более дерзкое и более остроумное проявление симпатий его автора, чем в полностью противоречащем исторической правде (постараюсь, насколько это возможно, избежать спойлеров) финале.

Image caption

Главные лица картины: Марго Робби (Шэрон Тейт), Леонардо ди Каприо (Рик Далтон), Квентин Тарантино и Брэд Питт в день лондонской премьеры 31 июля 2019 г.

Тарантино не впервые решается переписать историю. В «Бесславных ублюдках» он в самый разгар войны отправляет на тот свет все руководство нацистской Германии, предрешая таким образом задолго до реального окончания ее исход.

Но там в расстановке сил добра и зла все было более чем очевидно. Сегодня зародившееся в 1960-е противостояние между консерватизмом и либерализмом, между традиционным укладом и новым миропорядком, вековыми ценностями и попыткой их опрокинуть еще далеко не разрешено.

Отдавая победу не контркультуре, а стабильности, не хиппи-революционерам, а осколкам старого мира Рику Далтону и Клиффу Буту, Тарантино делает свой выбор. Круты не хиппи. Круты Рик и Клифф.

И дело тут не только в политике и идеологии. Дело еще и в эстетике. Отказываясь от мрачного, в духе сурового реализма 70-х, но верного исторической правде финала, Тарантино — тот самый, казавшийся всегда погруженным в мир жестокости и насилия прожженным циником — совершенно неожиданно оказывается романтиком, создает из беспощадной реальности сказку.

Тут я не могу удержаться от упрека в адрес российских прокатчиков: оригинальное название фильма Once Upon a Time in Hollywood — не что иное, как сказочный зачин, и перевести его лучше было бы как «Жили-были в Голливуде…» Но, как бы то ни было, как и положено в сказке, автор ее дарит нам самый что ни на есть позитивный, благодушный и жизнеутверждающий хэппи-энд.

Шэрон Тейт — Марго Робби

Однажды в голливуде (2019)

Актриса и модель, которая живет вместе с мужем, режиссеромРоманом Полански, по соседству с Риком Далтоном. 9 августа 1969 года друзей актрисы и ее саму, беременную на восьмом месяце, убили члены культаЧарли Мэнсона«Семья». Ее смерть стала одним из главных символов заката хиппи-культуры и своеобразной потерей невинности для «свободного» поколения. Тейт считалась многообещающим новичком в Голливуде. Ей было 26 лет, но она успела сняться в ныне культовой классике «Долина куколок», хоррор-комедии Полански «Бал вампиров» и шпионской фантастике с Дином Мартином«Команда разрушителей» (об этих фильмах можно подробнее прочесть здесь). Именно «Команду разрушителей» Тейт идет смотреть в кинотеатр у Тарантино, купив в подарок Полански романТомасаХарди«Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (в 1979 Полански его экранизирует с 17-летнейНастасьей Кинскив главной роли). Несмотря на то что у Робби не так много экранного времени, сестра убитой актрисыДебра Тейтодобрила ее игру и даже предоставила для фильма украшения, которая носила артистка.

Роскошное кинопиршество

Умный, всезнающий, энциклопедически образованный в мире кино Тарантино по всему фильму разбросал намеки, аллюзии и цитаты: иногда явственные и прозрачные, иногда скрытые. Отгадывать и расшифровывать их можно бесконечно, для любого киномана в этом особый кайф, и смотреть фильм и можно, и хочется еще и еще, всякий раз обнаруживая что-то новое.

Я пока посмотрел всего лишь раз и приведу лишь несколько особо бросившихся в глаза примеров.

Рик Далтон хвастает, что пробовался на главную роль в классическом голливудском фильме о Второй мировой войне «Большой побег» — ту самую, которая стала визитной карточкой знаменитого Стива Маккуина. И что вы думаете? Мы тут же видим снятый в концлагере диалог между двумя офицерами-нацистами и Риком-ДиКаприо, в такой же кожаной куртке, в которой мчал на мотоцикле бежавший из лагеря герой Маккуина британский летчик Роджер Бартлетт.

Рик вместе со своим неизменным Санчо Пансой Клиффом приходит на вечеринку журнала Playboy. Крупным планом мы видим трех встречающих их людей. Стоп-кадр и титры во весь экран: Стив Маккуин, Джей Себринг (бывший любовник, близкий друг и персональный стилист Шэрон Тейт, оказавшийся в роковую ночь в ее доме и ставший жертвой убийства) и Мишель Филипс (певица, участница популярной в конце 60-х группы Mamas and Papas). Дав нам секунду-другую, чтобы усвоить увиденное, Тарантино размораживает кадр, к этим троим подбегает круглая как шарик, невысокого роста, невероятно полная и невероятно живая девушка и увлекает их в бурлящий у бассейна сплошной клубок танцующих. Обозначать толстушку опознавательным титром режиссер не считает нужным: кто, мол, не знает знаменитую Маму Касс, солистку Mamas and Papas?

Image caption

В конце 1960-х Шэрон Тейт была олицетворением молодости, стиля и красоты

Шэрон Тейт заходит в книжный магазин — она хочет купить в подарок мужу первое издание классического романа английского писателя Томаса Харди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей». Быть может, она мечтает о том, чтобы Полански экранизировал книгу и снял ее в главной роли. Но она не может знать — а Тарантино знает, и мы знаем — что десять лет спустя фильм «Тэсс» таки будет снят, но ей сыграть в нем уже будет не суждено, и главную роль ее овдовевший муж отдаст Настасии Кински.

Выйдя из магазина, она вдруг бросает взгляд на афишу кинотеатра — там идет снятый годом ранее фильм с ее участием «Команда разрушителей». Она не в состоянии бороться с соблазном и подходит к кассе. Однако билет покупать не хочется, и ей не без труда удается убедить кассиршу и менеджера, что вот это на афише — она! Ее пускают, и мы среди прочего видим сцены боевых искусств, ставил которые в фильме — Тарантино знает, и мы вслед за ним понимаем — в будущем легендарный Брюс Ли.

Тут же мы видим и самого Брюса Ли. Его голливудская карьера только-только начинается, и пока он самонадеянно демонстрирует собравшейся вокруг него группке зевак свои приемы. До тех пор, пока опытный каскадер Клифф — Брэд Питт — одним броском швыряет будущую непобедимую звезду карате, расшибая заодно дверь стоящего тут лимузина.

И так далее и так далее. В итоге — ода Голливуду, признание ему в любви от неискоренимого киномана, каким собственно всегда, с детства и по сей день, был и остается Квентин Тарантино.

Брюс Ли — Майк Мо

Однажды в голливуде (2019)

Тарантино уже раскритиковали за изображение звезды фильмов о восточных единоборствахБрюса Ли (1940 — 1973). В «Однажды… в Голливуде» он показан заносчивым и высокомерным позером, которого в честном поединке побеждает каскадер Клифф Бут (режиссер считает, что таким он и был). Главные работы Ли вроде «Пути дракона» и «Игры смерти» вышли только в 1970-х,а на момент действия фильма он был известен по роли Като в «Зеленом шершне» (в 2011Мишель Гондриснял полнометражный ремейк с Сетом Рогеном). Собственно, именно на съемках супергеройского сериала у Тарантино происходит схватка Клиффа и Брюса. В США гонконгец Ли жил с 18 лет и тренировал многих звезд, включая Шэрон Тейт,Джея Себрингаи Стива МакКуина. В 1973 году Ли внезапно скончался от отека мозга, который вызвал анафилактический шок от болеутоляющего вкупе с солнечным ударом.

Джордж Спэн — Брюс Дерн

Однажды в голливуде (2019)

Брюс Дернизобразил престарелого слепого владельца ранчоДжорджа Спэна(1889 — 1974). В середине ХХ века он сдавал свои владения кинематографистам для съемок вестернов и фильмов категории «Б», а в конце1960-хего арендаторами стали члены «Семьи» Мэнсона. Девушки-сектантки оказывали Спэну услуги сексуального характера. Именно он, а не Мэнсон, придумал прозвища для многих сектанток. Изначально старика должна была играть кинозвезда70-хБерт Рейнолдс, однако82-летнийактер скончался до начала съемок, успев лишь принять участие в репетициях и поделиться с Тарантино воспоминаниями о работе в Голливуде. Место Рейнолдса занял его друг Брюс Дерн, с которым Квентин уже работал на «Омерзительной восьмерке».

Каскадер Рэнди и его жена Дженет — Курт Рассел и Зои Белл

Однажды в голливуде (2019)Каскадер Рэнди и каскадер Майк

Выдуманную супружескую чету каскадеров Рэнди и Дженет , ненавидящую героя Питта, сыгралиКурт Рассел(он уже играл у Тарантино каскадера-маньяка Майка в «Доказательстве смерти») и известная каскадерка в реальной жизниЗои Белл, которая исполняла особо сложные трюки вместоУмы Турманв «Убить Билла» и играла в нескольких фильмах Квентина. Рассел не только сыграл роль бригадира каскадеров сериала «Зеленый шершень», но и помог режиссеру достоверно изобразить съемки старого сериала «Лэнсер» — его отецБинг Расселкогда-то снимался в вестернах, да и сам Курт ребенком играл в заглавной роли в вестерн-сериале «Путешествие Джейме МакФитерза».

Рик Далтон — Леонардо ДиКаприо

Однажды в голливуде (2019)Рик Далтон, Тай Хардин, Эдд Бернс, Винс Эдвардс и Тэб Хантер

Выходящий в тираж телевизионный актер Рик Далтон, звезда вестерн-сериала «Закон охоты» (Bounty Law), — выдуманный персонаж, который совмещает в себе черты целого ряда голливудских актеров, востребованных в 1950-х,но вышедших из моды десятилетие спустя. Среди них —Тай Хардин(1930 — 2017), который, как и Далтон, перебрался из успешного вестерн-сериала («Бронко») в европейское жанровое кино (например, спагетти-вестерн «Человек из проклятой долины» или шпионский фильмСерджо Корбуччи«Движущаяся мишень»); специалист по подлым злодеям и крутым парнямРальфМикер(1920 — 1988), известный по культовому нуару «Целуй меня насмерть»;Эдд Бернс(род. 1933) — актер из детективного сериала «Сансет-Стрип, 77» — постоянно расчесывающий в кадре свой помпадур; участник вестернов и военных драмВинс Эдвардс(1928 — 1996), красавчикТэб Хантер(1931 — 2018), снимавшийся в проектах Warner Bros. и Роджера Кормана(тут стоит отметить режиссерский дебютКертиса Хэнсона«Сладкое убийство») и подростковый идол и поп-звездаФабиан(род. 1943).

Однажды в голливуде (2019)

Несмотря на достойную карьеру Далтон переживает, что не стал настоящей звездой и с горечью вспоминает, как попал в шорт-лист претендентов на главную роль в военном эпике «Большой побег» вместе с «тремя Джорджами»:Джорджем Пеппардом(сериал «Команда «А»),Джорджем Махарисом(сериал «Шоссе 66») и Джорджем Чакирисом(лауреат «Оскара» за «Вестсайдскую историю»). Партия в фильмеДжона Стерджесав итоге досталасьСтиву МакКуинуи сделала его звездой (кстати, актер получил за фильм приз за лучшую мужскую роль на IIIМосковском международном кинофестивале в 1963 году). С Махарисом Далтона роднит и участие в телешоу канала NBC Hullabaloo, которое состояло из музыкальных номеров и танцев.

Поделитесь с друзьями
0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *